Тысячи женщин Саудовской Аравии выступили против мужского опекунства Крымские татары возмущены установкой креста на въезде в Симферополь В Индии жители двух деревень одновременно перешли в ислам В ОАЭ таксист вернул забытые владельцем полмиллиона долларов Россиян ожидают халяльные бургеры от Тимати и Black Star Burger Мусульманка снялась для журнала Playboy На Парижской неделе моды представят платье для намаза (ФОТО) Аятолла Хаменеи против Махмуда Ахмадинежада Мусульманам Монголии раздали 4 тысячи экземпляров Корана Узбекские имамы причислили сбор хлопка к обязательным в исламе действиям
Сегодня: Четверг
29 сентября 2016
14 января 2015

Можно ли доверять фетвам Юсуфа аль-Кардави?

Можно ли доверять фетвам Юсуфа аль-Кардави?

«Нельзя быть пленником одного мазхаба», – пишет этот катарский ученый. Давайте развенчаем его заблуждение, взяв за основу 10 наиболее известных фетв Кардави.

Уже во вступлении к своей книге «Современные фетвы» («Фатава-и Муасира») Юсуф аль-Кардави пишет, что не следует ни одному мазхабу. Т.е. он является тем, кого называют «безмазхабниками». Хотя он так и утверждает, тем не менее, в этой небольшой по объему книжке Юсуф аль-Кардави 21 раз ссылается на мнение Ибн Таймии, называет его шейх аль-исламом и 8 раз ссылается на ученика этого ученого Ибн Каййима. Имя Абу Ханифы упоминается же только 2 раза, да и то в источниках.

В предисловии к своей книге «Аль-халяль валь-харам» Юсуф Кардави также пишет: «Я не считаю для себя достойным быть привязанным к какому-либо мазхабу. Нельзя быть пленником одного мазхаба», сравнивая эти богословские школы с концлагерями.

Выдвигая принцип: «Религия основана на том, чтобы облегчать», этот катарский ученый высказывает фетвы, которые вызывают сомнение в его компетентности. Вот некоторые из них:

1. «Дозволено делать масх поверх тонких носков». Ни в одном из четырех мазхабов масх поверх тонких носков не является дозволенным. Желая облегчить поклонение, совершать то, что легче всего, неправильно. Ведь нельзя же, например, совершать вместе все пять намазов раньше времени только из-за того, что так легче.

2. О совмещении двух намазов, т.е. совершении двух намазов в одно время, Юсуф Карави пишет: «Так как в мазхабе ханбали это дозволено, то и я называют это дозволенным». Но распространять фетву Ханбали абсолютно на всех неправильно. Чтобы в каком-то вопросе исходя из крайней необходимости (зарурят) следовать заключению какого-то мазхаба, то следует соблюдать и все условия, которые выдвигаются при этом тем мазхабом. А не соблюдая эти условия, следовать самым легким фетвам разных богословских школ – это тальфик, что является запрещенным («Хадика»).

Можно ли доверять фетвам Юсуфа аль-Кардави?

3. «Применение ректальных суппозиторий (или свечек) не нарушает пост». Между тем, согласно четырем мазхабам, пост в этом случае нарушается.

4. «Можно употреблять в пищу таких морских животных, как мидии, омары, а также рыб, которые умерли сами». Употреблять в пищу рыб, которые умерли сами, нельзя. Согласно мазхабу ханафи, нельзя есть и таких морских животных, как мидии и омары («Дурар»). Если рыба умерла по причине какой-то болезни, то она может вызвать отравление. В одном хадисе говорится: «Нельзя есть рыбу, которая умерла сама и всплыла» («Дара кутни»).

5. «Выращивать мак, коноплю и табак запрещено (харам), потому что эти растения используются для дурного». Если какая-то продукция, полученная из этих растений, используется для дурного, то почему запрещено их выращивать в целом? Опиум как лекарственное средство, например, широко распространен и в медицине. Применять его в малых дозах в лечебных целях дозволено («Радд-уль-мухтар»).

6. «Чтобы облегчить религию мусульманам, следующим мазхабу шафии, я вынес фетву о том, что нечистоты (наджас) животных, мясо которых употребляется в пищу, таких как верблюды и коровы, являются чистыми. Они считали, что прикосновение к женщине портит омовение. Я же привел им доказательства из Корана и Сунны и заявил, что в этом случае омовение не портится». Этим самым Юсуф Кардави утверждает, что более тысячи лет мусульмане, следующие мазхабу шафии, заблуждались, а их ученые выносили фетвы, противоречащие Корану и Сунне. Даже если бы Кардави был великим ученым наподобие Имама Азама или Имама Шафии, то все равно мог только сказать: «Таково мое мнение», а не называть ложным заключение одного из истинных мазхабов. Как богослов, он не имел права, заявляя «Я сделал для шафиитов это дозволенным», портить их мазхаб. Многие положения шафиитского мазхаба противоречат положениям ханафитского, но при этом ученые-шафииты никогда не говорили: «Иджтихад ханафитов неправильный». Они всего лишь излагали принципы своей богословской школы.

7. «Я отдал предпочтение мнению Ибн Таймии, согласно которому трехкратное повторение за один раз слов развода «Талак», приравнивается к одному их повторению. Дети могут выплачивать закят своим родителям. Женщина может отправиться в хадж в одиночку, если дорога безопасна». Все эти фетвы противоречат общему мнению ученых – иджма-и умма.

Кардави обменивается рукопожатием с женой катарского эмира, для которой не является махрамом

Кардави обменивается рукопожатием с женой катарского эмира, для которой не является махрамом

8. «Читать Коран больному, носить на себе маленькие кожаные сумки с вшитой бумагой, на которую написана сура Корана, запрещено (харам)». Между тем, все это сунна.

9. Не различая истинные и ложные мазхабы, Юсуф Кардави считает допустимым пользоваться фетвами ученого-зейдита Шаукани или захирита Ибн Хазма. Он признает фетву последнего о том, что употребление нюхательного табака, закапывание лекарства в уши, нос и используемые ректальные лекарственные средства не нарушают пост. А не следующего никакому мазхабу Рашида Ризу он называл «обновителем веры» (муджаддид).

10. «В наше время религиозный мусульманин получает столько же вознаграждения (саваб), как и 50 сахабов». Между тем, даже святые (аулия) прошлого и настоящего не обретали и не могут обрести степени хотя бы самого последнего из сахабов.

Как мы видим, как и другие безмазхабники, Кардави считает себя судьей над всеми мазхабами. Он называет Ибн Джаузи, Ибн Таймию и Ибн Каййима имамами ханбалитов, но сам не следует никакой богословской школе. Позволяет себе утверждения: «Такое-то заключение такого-то мазхаба ложное. Такое-то положение противоречит Корану и Сунне. А вот это заключение верное. Я выбираю его». Смешивая хукмы разных мазхабов, этот ученый создает свой собственный – мазхаб Кардави.

Этот и подобные ему ученые, как правило, не отрицают открыто деление на богословские школы, но, употребляя фразы «В этом вопросе я отдаю предпочтение мнению вот этого мазхаба, а в том – вот этого», стараются разрушить религию изнутри. Между тем, как говорит Хаджи Омероглу, «Два чернорабочих могут разрушить громадную мечеть Сулеймания. Но чтобы построить ее, нужны султан Сулейман и великий архитектор Мимар Синан».

dinibilgiler.eu, перевод Гульсарии Ахметьяновой

islamreview.ru

comments powered by HyperComments

Читайте также:

Новости

Еще новости >

Комментарии