В России могут запретить суррогатное материнство Россию обвинили в поддержке афганских талибов В Исламскую академию Болгара заявляются первые желающие Кавказ бойкотирует конкурс "Мисс Россия" Китай не дал ООН защитить мусульман Мьянмы Президенту Татарстана подарили редкий экземпляр Корана (ФОТО) Линдси Лохан готовит коллекцию нарядов для мусульманок Фотовыставка о нелегкой судьбе мусульман Китая открылась в ОАЭ Послу Израиля задали неудобные вопросы в МИД России Марин Ле Пен обещает избавить Францию от хиджабов
Сегодня: Понедельник
23 октября 2017
24 января 2015

Изучение арабами астрономии

Изучение арабами астрономии

Многие ученые арабо-мусульманской цивилизации занимались изучением астрономии и отраслей математики, тесно связанных с ней. Они сыграли свою роль в развитии этой науки тем, что по сути сохранили ее, перенеся наследие греков, особенно, труды Аристотеля и Птолемея. Арабы нередко называли свои труды «Альмагест» («Мэгистэ») в честь работы Птолемея, включающей полный комплекс астрономических знаний.

Птолемей родился около 100 года по григорианскому летоисчислению, а ушел из жизни в 170 году. Считается, что он был уроженцем Египта, хотя писал свои труды на греческом языке. Учёный прославился трудом «Великое математическое построение по астрономии в тринадцати книгах», в котором он кратко изложил все имеющиеся на тот момент достижения в области астрономии. Арабы же назвали эту работу «Альмагест», что буквально означает «большая книга». На самом деле это арабское слово произошло от греческого, в котором слово «мэгистэ» означает буквально «огромный», «большой», «великолепный», «превосходный» и т.д.

Всё началось в Хорасане

Исламский астроном Абу-ль Вафа аль-Бузджани написал большой труд («Мэгистэ») в четвёртом веке хиджры. Он был прозван Абу-ль Вафа, а его настоящим именем было имя Мухаммад ибн Мухаммад ибн Яхья ибн Исмаил ибн Аббас аль-Бузджани. Будущий учёный появился на свет в Бузджане, небольшом поселении между Гератом и Нишапуром, являвшимся столицей Хорасана. В наше время часть этого региона относится к Ираку, а большая часть является территорией Ирана. Выходцем Нишапура является известный поэт Омар Хаям, о котором многие не знают того факта, что он обладал глубокими познаниями в математике. Хорасан подарил миру многих других учёных арабо-мусульманской цивилизации, занимавшихся астрономией и математикой, но, пожалуй, самым ярким из них является Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, который считается создателем алгебры, а также составителем логарифмических таблиц, которые по сей день служат одной из основ современной алгебры.

Абу-ль Вафа родился в июне 940 года по григорианскому летоисчислению. Он воспитывался в семье, где все занимались наукой. К примеру, братья его родителей были известными математиками – речь идёт о Амре аль-Мугазали и Абу Абдуллахе ибн Анбасе. Геометрии он учился у двух учёных: Абу Яхьи аль-Мавриди и Абу Аля ибн Карниба. Они также познакомили Абу-ль Вафу с работами астронома аль-Баттани. Ещё до того, как аль-Бузджани исполнилось 20 лет, он перебрался в Багдад (в 959 году), где и провел всю оставшуюся жизнь. Великий астроном ушёл из жизни предположительно между 997 и 998 годами, прожив около 58 лет.

Когда арабы ещё были сильны в науке

«Альмагест» Бузджани содержит исследования в трёх областях – вычисления и наблюдения; астрономические приборы и теоретическая астрономия. Впервые этот труд серьезно привлек к себе внимание и был оценен по достоинству доктором наук Али Мусой при написании им докторской диссертации по истории науки. Докторская диссертация была прослушана и защищена в университете Парижа VII (Сорбонна) в 2005 году под руководством доктора Рушди Рашида – известного знатока истории арабской науки.  После этого в «Центре изучения единства арабов» была выпущена книга под название «Альмагест Абу-ль Вафы аль-Бузджани».

В начале книги Рашид обращает внимание на то, что ученые третьего века по хиджре достигли серьезного прогресса в математике и астрономии, особенно при помощи их наблюдений, проводимых в Дамаске и Багдаде. Они не только пересматривали существующие достижения, но и делали новые открытия, к чему их побуждали традиции и нужды их цивилизации, как, например, надобность определения направления молитвы (киблы), определения появления нового месяца, определения самой удаленной точки и т.д.

Пожалуй, раздел труда Мусы, рассказывающий о занятии аль-Бузджани тригонометрией, заслуживает особого внимания. В нем упоминается, что существует огромная разница между астрономическими и математическими сведениями современной науки и теми сведениями, что изложены в «Альмагесте». Однако Муса также указал на то, что может удивить многих: большинство законов тригонометрии, изучаемых в наше время в средней школе, имеют отсылку к Абу-ль Вафе и его астрономическому опыту, а именно тому методу, каким арабы изучали тригонометрию.

В общих чертах тригонометрия помогает узнать о самых отдаленных точках, о формах, площадях, пересечениях и отношениях между самыми отдаленными точками, даже если речь идёт о крайне больших расстояниях, и все это осуществляется при помощи сопоставления и математических углов.

Второй раздел книги уделяет большое внимание тем астрономическим приборам, которые аль-Бузджани изобрел для изучения далёких тел, их площадей, форм и траекторий движения. Что касается третьего раздела, то в нем речь идет об исследованиях в области теоретической астрономии. Именно здесь становится ясным, какое влияние на аль-Бузджани оказали труды греческих авторов, особенно Птолемея. Арабский астроном принял основной тезис греков о том, что Земля является центром Вселенной, что заставляет исследователя смотреть на движение небесных тел, планет и звёзд так, как если бы все они двигались по огромной скрученной поверхности вокруг Земли! Совершенно очевидно, что в наше время такой подход является ненаучным.

Тем не менее, аль-Бузджани сделал кое-что еще, что несет историческое значение для астрономии: он нарисовал карту звездного неба того времени глазами наблюдателя с Земли. На эту находку можно смотреть как на часть открытий в области изучения звёзд и космоса.

Остается сказать, что «Альмагест» Абу-ль Вафы аль-Бузджани своим существованием напоминает о существовании поступательного движения в науке, внесение своего вклада в который является долгом каждого человека. Также книга побуждает к постоянному прогрессу, отвлекает от мыслей и концентрировании лишь на прошлом и учит быть готовым к будущему.

alhayat.com, перевод Богдана Колотовкина

islamreview.ru

comments powered by HyperComments

Читайте также:

Новости

Еще новости >

Комментарии