Имеющий проблемы с психикой житель Ингушетии поджег 3 мечети Ливия просит Россию вмешаться Звезда "Дома-2" Виктория Боня заявила, что примет ислам (ФОТО) В Казахстане мусульмане окунулись в иордань на Крещение Американские татары рассказали The Guardian о своем отношении к Трампу ИГИЛ объявило юридическое образование ширком В Саудовской Аравии наградили вдохновителя недавних взрывов в России Индийская авиакомпания вводит отдельные места для женщин ИГИЛ потеряло 37% территорий за два года Британский боксер Энтони Джошуа вызвал гнев фанатов, посетив мечеть в Дубае
Сегодня: Вторник
24 января 2017
24 января 2015

Изучение арабами астрономии

Изучение арабами астрономии

Многие ученые арабо-мусульманской цивилизации занимались изучением астрономии и отраслей математики, тесно связанных с ней. Они сыграли свою роль в развитии этой науки тем, что по сути сохранили ее, перенеся наследие греков, особенно, труды Аристотеля и Птолемея. Арабы нередко называли свои труды «Альмагест» («Мэгистэ») в честь работы Птолемея, включающей полный комплекс астрономических знаний.

Птолемей родился около 100 года по григорианскому летоисчислению, а ушел из жизни в 170 году. Считается, что он был уроженцем Египта, хотя писал свои труды на греческом языке. Учёный прославился трудом «Великое математическое построение по астрономии в тринадцати книгах», в котором он кратко изложил все имеющиеся на тот момент достижения в области астрономии. Арабы же назвали эту работу «Альмагест», что буквально означает «большая книга». На самом деле это арабское слово произошло от греческого, в котором слово «мэгистэ» означает буквально «огромный», «большой», «великолепный», «превосходный» и т.д.

Всё началось в Хорасане

Исламский астроном Абу-ль Вафа аль-Бузджани написал большой труд («Мэгистэ») в четвёртом веке хиджры. Он был прозван Абу-ль Вафа, а его настоящим именем было имя Мухаммад ибн Мухаммад ибн Яхья ибн Исмаил ибн Аббас аль-Бузджани. Будущий учёный появился на свет в Бузджане, небольшом поселении между Гератом и Нишапуром, являвшимся столицей Хорасана. В наше время часть этого региона относится к Ираку, а большая часть является территорией Ирана. Выходцем Нишапура является известный поэт Омар Хаям, о котором многие не знают того факта, что он обладал глубокими познаниями в математике. Хорасан подарил миру многих других учёных арабо-мусульманской цивилизации, занимавшихся астрономией и математикой, но, пожалуй, самым ярким из них является Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, который считается создателем алгебры, а также составителем логарифмических таблиц, которые по сей день служат одной из основ современной алгебры.

Абу-ль Вафа родился в июне 940 года по григорианскому летоисчислению. Он воспитывался в семье, где все занимались наукой. К примеру, братья его родителей были известными математиками – речь идёт о Амре аль-Мугазали и Абу Абдуллахе ибн Анбасе. Геометрии он учился у двух учёных: Абу Яхьи аль-Мавриди и Абу Аля ибн Карниба. Они также познакомили Абу-ль Вафу с работами астронома аль-Баттани. Ещё до того, как аль-Бузджани исполнилось 20 лет, он перебрался в Багдад (в 959 году), где и провел всю оставшуюся жизнь. Великий астроном ушёл из жизни предположительно между 997 и 998 годами, прожив около 58 лет.

Когда арабы ещё были сильны в науке

«Альмагест» Бузджани содержит исследования в трёх областях – вычисления и наблюдения; астрономические приборы и теоретическая астрономия. Впервые этот труд серьезно привлек к себе внимание и был оценен по достоинству доктором наук Али Мусой при написании им докторской диссертации по истории науки. Докторская диссертация была прослушана и защищена в университете Парижа VII (Сорбонна) в 2005 году под руководством доктора Рушди Рашида – известного знатока истории арабской науки.  После этого в «Центре изучения единства арабов» была выпущена книга под название «Альмагест Абу-ль Вафы аль-Бузджани».

В начале книги Рашид обращает внимание на то, что ученые третьего века по хиджре достигли серьезного прогресса в математике и астрономии, особенно при помощи их наблюдений, проводимых в Дамаске и Багдаде. Они не только пересматривали существующие достижения, но и делали новые открытия, к чему их побуждали традиции и нужды их цивилизации, как, например, надобность определения направления молитвы (киблы), определения появления нового месяца, определения самой удаленной точки и т.д.

Пожалуй, раздел труда Мусы, рассказывающий о занятии аль-Бузджани тригонометрией, заслуживает особого внимания. В нем упоминается, что существует огромная разница между астрономическими и математическими сведениями современной науки и теми сведениями, что изложены в «Альмагесте». Однако Муса также указал на то, что может удивить многих: большинство законов тригонометрии, изучаемых в наше время в средней школе, имеют отсылку к Абу-ль Вафе и его астрономическому опыту, а именно тому методу, каким арабы изучали тригонометрию.

В общих чертах тригонометрия помогает узнать о самых отдаленных точках, о формах, площадях, пересечениях и отношениях между самыми отдаленными точками, даже если речь идёт о крайне больших расстояниях, и все это осуществляется при помощи сопоставления и математических углов.

Второй раздел книги уделяет большое внимание тем астрономическим приборам, которые аль-Бузджани изобрел для изучения далёких тел, их площадей, форм и траекторий движения. Что касается третьего раздела, то в нем речь идет об исследованиях в области теоретической астрономии. Именно здесь становится ясным, какое влияние на аль-Бузджани оказали труды греческих авторов, особенно Птолемея. Арабский астроном принял основной тезис греков о том, что Земля является центром Вселенной, что заставляет исследователя смотреть на движение небесных тел, планет и звёзд так, как если бы все они двигались по огромной скрученной поверхности вокруг Земли! Совершенно очевидно, что в наше время такой подход является ненаучным.

Тем не менее, аль-Бузджани сделал кое-что еще, что несет историческое значение для астрономии: он нарисовал карту звездного неба того времени глазами наблюдателя с Земли. На эту находку можно смотреть как на часть открытий в области изучения звёзд и космоса.

Остается сказать, что «Альмагест» Абу-ль Вафы аль-Бузджани своим существованием напоминает о существовании поступательного движения в науке, внесение своего вклада в который является долгом каждого человека. Также книга побуждает к постоянному прогрессу, отвлекает от мыслей и концентрировании лишь на прошлом и учит быть готовым к будущему.

alhayat.com, перевод Богдана Колотовкина

islamreview.ru

comments powered by HyperComments

Читайте также:

Новости

Еще новости >

Комментарии