Вопрос-ответ: Может ли мусульманин открыть клуб для компьютерных игр? Как совершать пятикратный намаз, если родители против? Британские ученые: Ислам помогает лечить психические расстройства Йеменцы страдают от голода Исполнитель теракта в Стамбуле попросил вынести ему смертный приговор Глава саудовского МИД: Россия и Турция не смогут разрешить кризис в Сирии Как стать хафизом Корана в 7 лет? Рецепт из Англии К вопросу об истинном предназначении свиньи Приютил мигранта - заплати штраф! Российские военные показали на видео новые разрушения памятников в Пальмире
Сегодня: Среда
22 февраля 2017
12 декабря 2016

В киргизском обществе растёт популярность движения «Хизмет»

11 декабря в Кыргызстане состоялись выборы в местные кенеши (представительные органы местного самоуправления) и референдум по поправкам в действующую Конституцию республики.

Последний месяц наблюдалось некоторое оживление политической жизни страны, несмотря на общую пассивность населения. Активизировались религиозные группы, которые не идут на протест и конфликт со светской властью, но в то же время поступательно следуют к достижению своих политических, материальных и иных целей. Этому способствует неоднородность политических сил Кыргызстана – как правило, партии концентрируются вокруг авторитетной фигуры или конкретных целей, не предлагая оформленной идеологической платформы. Религиозные группы, в свою очередь, готовы выйти на политическую арену с идеологическими вызовами.

В киргизском обществе растёт популярность движения «Хизмет»

Показателен рост популярности и трансформации из религиозного в политическое движение Кыргызстана турецкой организации «Хизмет». Последователи Фетхуллаха Гюлена на рубеже 1990-2000-х годов выступали с позиций диалога религий, существования в рамках «умеренного ислама». За эти годы члены движения смогли заручиться общественной и политической поддержкой, привлечь крупных предпринимателей и известные личности для укрепления своей роли в обществе. Важной особенностью движения является выращивание собственных кадров через систему образовательных учреждений. В них не изучаются религиозные предметы, учение Фетхуллаха Гюлена распространяется вне аудиторий и лишь среди наиболее одарённых учеников. Остальные студенты идеологически готовятся к деятельности в политической и экономической сферах. Параллельно оказывается воздействие на их влиятельных и состоятельных родителей. Затем выпускники учебных заведений «Хизмет» объединяются в группы, союзы для совместной коммерческой деятельности, которая составляет капитал движения. Успешные организации являются достаточно привлекательными для прогрессивной молодёжи Кыргызстана как точки перспективного роста. Так как движение предлагает широкие возможности для устройства политической или бизнес-карьеры, то и воспринимается как социальный лифт.

В результате, если на заре своей интеграции в политическую жизнь страны «Хизмет» опирался лишь на действующих политиков, которые лояльно относились к движению, то теперь основа – собственные кадры, пробивающиеся в политику. Наличие материальной базы способствует институционализации партийных течений, за которыми стоит движение. В 2012 году появилась первая партия, члены которой за 3 года от органов местного самоуправления дошли до мест в парламенте Кыргызстана. На нынешних выборах сторонники движения выступают уже от лица нескольких партий и, очевидно, получат немалое количество мест в местных кенешах.

При внешней либеральности «Хизмета», сейчас сложно спрогнозировать какие глобальные политические цели преследуют его сторонники. Однако подобное усиление религиозно-политических движений несёт в себе потенциальную угрозу для общественных устоев, сложившихся внутри страны.

Артём Борисов

comments powered by HyperComments

Читайте также:

Новости

Еще новости >

Комментарии