Катар приготовил свои козыри против козней саудитов и Бахрейна в FIFA Боевики в Алеппо скинули гея с крыши многоэтажки (ФОТО) Ислам и пришельцы Хадж всех племен и народов Ученые-нейрофизиологи: пятикратный намаз исцеляет Насилие над детьми в Королевстве Саудовская Аравия Сан-Бернардино спустя год после теракта История Гинеллы Массы, первой телеведущей в хиджабе в Канаде Саудовская Аравия закроет Мекку для трансгендеров Британские мусульмане думают, что страна на 75% заселена мусульманами
Сегодня: Суббота
10 декабря 2016
25 июня 2013

Эксперты: Социальная несправедливость в Таджикистане порождает радикализм

Эксперты: Социальная несправедливость в Таджикистане порождает радикализм

Эксперты: Социальная несправедливость в Таджикистане порождает радикализм

В Таджикистане встревожены ростом радикальных настроений среди молодежи. При этом эксперты, опрошенные DW, называют самые разные причины, толкающие молодых людей на крайние шаги.
В Таджикистане встревожены процессами радикализации общества. Аналитики считают, что властям следует внимательно присмотреться к тенденциям в молодежной среде. При этом наблюдатели советуют им не идти путем введения запретительных мер, а работать, используя креативные решения, в том числе отвлекать от крайних взглядов с помощью искусства. Некоторые такие предложения прозвучали в ходе круглого стола, организованного в конце июня в Душанбе немецким Фондом имени Конрада Аденауэра и Национальной Ассоциацией независимых СМИ Таджикистана.
Группы радикально настроенных граждан
Эксперты в Таджикистане говорят о существовании нескольких групп радикально настроенных граждан. Наиболее активны среди них националисты и исламисты. Первые проявляют себя в приграничных районах, где существует риск возникновения межнациональных конфликтов. В качестве примеров были названы инциденты в июне 2013 года на таджикско-киргизской границе из-за распределения воды и земли.
Деятельность же религиозных радикалов отмечается по всей стране. Сводки МВД Таджикистана то и дело пестрят сообщениями о задержании активистов таких радикальных исламских организаций, как "Хизб-ут-Тахрир" или "Исламское движение Узбекистана". По официальным данным, в Таджикистане за два последних года были осуждены более 250 активистов радикальных движений. При этом силовики говорят, что в отличие от националистов, радикальные исламисты действуют подпольно, организуя кружки, проводя агитацию через социальные сети и вербуя себе новых сторонников.
Эксперты выделяют также группу светских радикалов, которые призывают вести борьбу с исламизацией общества, опираясь на атеистические убеждения. Оценить масштабы радикализма в стране аналитики не решаются, обращая внимание на отсутствие серьезных исследований по этому вопросу.
"Все это увеличивает проблему в объемах. Хотя она, по сути, еще спокойно может поддаваться контролю и решению. Сейчас есть только тенденции, нет какого-то фактора, который говорит, что в ближайшее время произойдет какой-то взрыв", - отмечает директор представительства фонда "Евразия" в Таджикистане Равшан Абдуллаев.
Почему усиливаются радикальные настроения?
По словам экспертов, росту радикализма нередко способствуют и сами власти, вводя те или иные ограничения. Как пример тому - запреты на ношение хиджабов, табу на посещение женщинами и подростками мечетей. "Каждое действие вызывает соответствующее противодействие. Так, светский радикализм порождает крайние религиозные идеи и наоборот", - отмечает таджикский политолог Рашид Гани Абдулло.


Равшан Абдуллаев
Наблюдатели считают, что путь запретов весьма опасен. Любое табу влечет за собой стремление его нарушить. "И это желание бывает разным - есть радикальный путь, бывают и ситуации, когда запрещенное явление уходит в подполье. К примеру, запрещая рэп, чиновники понимают, что молодые люди в своих компаниях все равно будут эту музыку исполнять. Они станут производить тот же самый продукт, если не хуже, потому что он уже будет официально андеграундным", - полагает Равшан Абдуллаев.
И добавляет, что в стране к запретам прибегают все политические силы. Так, многие считают, что именно призывы исламистов в Таджикистане отказаться от празднования Нового года в 2011 году в Душанбе стали причиной убийства парня, решившего надеть костюм Деда Мороза.
Музыкант и журналист из Душанбе Константин Паршин убежден, что эффективным методом противодействия радикализму может служить искусство. "Через создание условий для молодых людей в Таджикистане можно отвлечь их от крайних течений. Одним из способов решения проблем может служить попытка привить подросткам культурные ценности, в частности, познакомить с музыкой", - говорит Паршин.
Взгляд из Германии
Константин Паршин
Немецкий публицист и книгоиздатель Кристоф Линкс (Christoph Links) на минувшей неделе презентовал в Душанбе книгу известного в Германии журналиста Вольфа Шмидта "Молодой, немец, талиб". Эксперт рассказал не только о самой книге, но и поделился своими взглядами на проблему радикализма. В том числе он высказался по поводу этого явления в Таджикистане.
Кристоф Линкс также, как и его таджикистанские коллеги считает, что только силовыми методами решить вопрос радикализации общества сложно. "Лишь усилиями полиции нельзя предотвратить распространение радикальных идей. Нужно создать хорошее социальное общество, где людям жилось бы хорошо", - считает Линкс.
Кристоф Линкс
Также он разделяет мнение, что радикализм не экспортируют в Таджикистан, например, из Афганистана. "Во всех странах есть определенные радикальные группы, но они могут охватить массы только в том случае, если в этом государстве много несправедливости. Радикализм не приходит извне, он имеет свои корни в самой стране", - поясняет немецкий эксперт. И добавляет, что, по его мнению, в Таджикистане именно желание добиться справедливости заставляет молодых людей примкнуть к радикальным течениям.


Центральная Азия

DW-WORLD.DE

comments powered by HyperComments

Новости

Еще новости >

Комментарии