В России могут запретить суррогатное материнство Россию обвинили в поддержке афганских талибов В Исламскую академию Болгара заявляются первые желающие Кавказ бойкотирует конкурс "Мисс Россия" Китай не дал ООН защитить мусульман Мьянмы Президенту Татарстана подарили редкий экземпляр Корана (ФОТО) Линдси Лохан готовит коллекцию нарядов для мусульманок Фотовыставка о нелегкой судьбе мусульман Китая открылась в ОАЭ Послу Израиля задали неудобные вопросы в МИД России Марин Ле Пен обещает избавить Францию от хиджабов
Сегодня: Понедельник
22 мая 2017
16 декабря 2014

Гейдар Джемаль: Является ли ислам тоталитарной идеологией с примесью религии?

Гейдар Джемаль: Является ли ислам тоталитарной идеологией с примесью религии?

Портал IslamReview представляет вниманию читателей вторую часть лекции известного исламского общественного деятеля Гейдара Джемаля, в которой он делится своими взглядами на вопросы, заданные ему слушателями.

Гейдар Джемаль предложил весьма оригинальную интерпретацию событий, связанных с первым пророком Адамом (мир ему).  Первым откровением, которое Адам принес на Землю в качестве первого пророка, был язык. На взгляд Джемаля, ошибочно считать Адама первым человеком. При этом философ полагает, что его изгнание из Эдема вместе с Евой и то, что они дали начало всему человеческому роду, является полной чушью. «Адам в Коране называется первым пророком. И он первый среди шести главных пророков единобожия, первым из которых является он сам, а последним – пророк Мухаммад (да благословит их всех Аллах). Мы читаем Коран и видим, что когда ангелы возражали решению Всевышнего установить Адама халифой на Земле, Он для того, чтобы посрамить ангелов, научает его именам. То есть открывает ему язык. Вот этот язык Адам приносит как первое откровение, фундаментальное откровение. Кому приносит? Он приносит безъязыкому, животному человечеству «золотого века», которое обладало магическими способностями, телепатией, многими свойствами. И у них не было проблем со средой в те времена. Когда Адам принес им язык, они узнали его благодаря наличию телепатических способностей. Когда же они усвоили язык, у них исчезла магия и телепатия. Кончился «золотой век». И на них во всей ярости обрушились дожди, зной, град, снег и прочие. Тогда-то маленькая часть человечества ушла с Адамом как его община, а большая часть, которую тем не менее перевели на режим языка, создала общество. Его руководителями стали те, кто говорили: «Мы помним, как было хорошо при «Золотом веке». Повинуйтесь нам и мы сумеем вернуть вас туда (в то состояние, из которого Адам вас вывел)». Эти люди, конечно, были жрецами. Они создали ту самую традицию, которая управляет людьми до сих пор, но которой противостоит традиция пророков, традиция Адама».

Гейдар Джемаль: Является ли ислам тоталитарной идеологией с примесью религии?

Суть любого откровения – слово. Коран, будучи откровением Всевышнего, внутренне непротиворечив. Такая фундаментальная непротиворечивость Корана составляет его дискурс. «Если читаете некий аят, то вы можете его понять, прибегая через расшифровку многими другими аятами, – говорит философ. – Если вам предлагают некоторый комментарий, а вы видите, что он входит в противоречие с другими очевидными положениями Корана, то вы говорите: «Мне этот комментарий не идет». При этом вы исходите из презумпции абсолютной непротиворечивости текста. А те, кто нам говорит, что есть аяты, которые даны в начале, и есть те, которые отменяют, они являются исказителями Корана. Коран абсолютно непротиворечив. И даже про алкоголь нет противоречия (ведь говорят, что в начале некоторое малое количество было разрешено, а потом последовал полный запрет). Потому что запретить можно и то, что немного полезно, по более высоким основаниям. Здесь нет никакого противоречия, что полезность в минимальных количествах алкоголя допускается, признается как лекарство, но по более высоким соображениям он запрещен в том числе и в малых количествах категорически. Эти два момента не противоречат».

В этом и заключается коранический метод текста. До последнего времени, в советскую эпоху Коран воспринимался как некое заклинание, мантра на свадьбах и на похоронах. Однако в настоящее время Коран изучается массой молодых людей сознательно именно как непротиворечивый текст.

Коран является знамением от Аллаха. «Это то, что мы знаем о Нем, потому что мы о Нем ничего не знаем, кроме этого текста. Другого знания у нас нет, потому что Всевышний за пределами нашего опыта. Он вообще вне контекста опыта, мысли, созерцания и так далее. Только вот в этом откровении мы знаем только то, что там сказано. Поэтому для нас эта книга и то, что мы можем представить и помыслить об Аллахе, они совпадают. Книга – это оптимальная реализация языка как первой формы откровения, как именно та модель творчества вещей, которая состоит в том, что вещи создаются как концепты и имена и начинают существовать в тот момент, когда Всевышний указывает на них Адаму и сообщает ему о них знания и их ключевые названия. Вот от этого движения слов, этого движения имен мы переходим к книге, которая является законченным, неразбавляемым, недополняемым, безусловным присутствием, противостоящим всему хаосу, который царит вокруг нее».

Гейдар Джемаль: Является ли ислам тоталитарной идеологией с примесью религии?

На провокационный вопрос одного из слушателей о том, является ли ислам тоталитарной идеологией с элементами религии, Джемаль ответил, что это просто набор слов, расхожих штампов. Касательно ислама он не употребляет слова «религия». Вместо этого он использует слово «Дин» – دين. Как известно, дин – это арабское слово, которое означает «закон», «образ жизни», «принцип», то есть всеохватывающее начало, которое является альтернативой несправедливости. «С одной стороны дин, с другой стороны – несправедливость. Дин включает в себя способы работы банков, расчета с работником, которого ты нанимаешь, характер отношений с женой и другом, защиту своей родной земли, своего имущества и т.д. Это все Дин». Таким образом, Гейдар Джемаль подчеркнул, что использование западной терминологии в значительной степени обедняет представления мусульман о самом исламе. Исламский образ жизни, основанный на справедливости, не может быть только в мечети, во время молитвы или, допустим, при похоронах кого-либо. Мусульмане обязаны придерживаться коранических наставлений о нравственном поведении и справедливом отношении к происходящему во всех сферах жизни.

islamreview.ru

comments powered by HyperComments

Читайте также:

Новости

Еще новости >

Комментарии