В России могут запретить суррогатное материнство Россию обвинили в поддержке афганских талибов В Исламскую академию Болгара заявляются первые желающие Кавказ бойкотирует конкурс "Мисс Россия" Китай не дал ООН защитить мусульман Мьянмы Президенту Татарстана подарили редкий экземпляр Корана (ФОТО) Линдси Лохан готовит коллекцию нарядов для мусульманок Фотовыставка о нелегкой судьбе мусульман Китая открылась в ОАЭ Послу Израиля задали неудобные вопросы в МИД России Марин Ле Пен обещает избавить Францию от хиджабов
Сегодня: Суббота
27 мая 2017
28 февраля 2017

Алиевы возвращают Азербайджан к суннизму

Вернется ли считающийся шиитским Азербайджан в лоно суннитского ислама? Некоторые эксперты заявляют, что именно эту цель и преследует современное руководство этой кавказской республики, пишет постоянный автор информационно-аналитического портала "On Kavkaz" Али Аббасов.

На днях в сети завязалась любопытная дискуссия относительно того, что формально считающийся «шиитской страной» Азербайджан пытается переметнуться в конфронтационный с шиитами стан суннитских стран.

Коллаж с портала "Оn Kavkaz"

Коллаж с портала "Оn Kavkaz"

Исторически так сложилось, что земли современного Азербайджана, как и соседнего Ирана. были населены суннитами. И дали исламскому миру большое количество суннитских ученых и мыслителей.

Однако пришедшая к власти в Иране тюркоязычная династия Сефевидов в ходе своего противостояния с суннитским Османским султанатом избрала своей государственной религией именно шиизм. И начала огнем и мечом насаждать его по всему Ирану и окрестным землям.

В итоге земли современного Азербайджана, кавказское и тюркское население которых следовало шафиитскому мазхабу, были превращены в оплот шиизма. Как результат, сегодня Азербайджан считается шиитской страной. Хотя шиитов среди последователей ислама в современном Азербайджане – 60% - это сами азербайджнацы, талыши и таты.

Оставшиеся 40% мусульман – это сунниты, к которым относятся часть азербайджанцев, лезгины, аварцы, рутулы и цахуры. Тем не менее, по логике, в силу религиозного расклада Азербайджан должен был бы более тяготеть к Ирану - локомотиву шиитского мира.

По крайней мере, так хотели бы в Ереване. Поскольку для Армении – Иран ближайший союзник. Однако для современного руководства Азербайджана Иран является и основным конкурентом, пытающимся насадить шиитскую теократию в Азербайджане, и основным пугалом демократического западного мира, как теократический режим.

Тем более, что в результате советской атеистической политики население Азербайджана во многом утратило свою религиозность и практически полностью утратило культурные и социальные связи с соседним Ираном. Несмотря на то, что в Иране проживает около 30 миллионов весьма религиозных азербайджанцев.

Правящей в Азербайджане семье Алиевых, которая очень стремится продемонстрировать современному миру свою прозападность, светскость и цивилизованность, очень не хочется оказываться в одной компании с шиитским теократическим Ираном, которого и США, и Израиль считают оплотом зла.

Для семьи Алиевых гораздо важнее, чтобы Азербайджан оказался в одном ряду с такими прогрессивными тюркскими государствами, как Турция и Казахстан, которые являются локомотивом суннитского мира. Поскольку для сегодняшней азербайджанской элиты тюркский национализм гораздо важнее шиитской солидарности с Ираном.

С приходом к власти в Турции происламской партии «Справедливость и развитие» во главе с Реджепом Эрдоганом, помимо взаимного притяжения обществ Турции и Азербайджана на национально-языковой основе начали усиленно зондироваться и возможности культурно-религиозного сращивания народов двух стран.

Кстати, отчасти тому и служили внедренные в Азербайджане структуры и религиозные школы проповедника Фетхуллаха Гюлена, с которым на начальной стадии у Эрдогана был скреплен обоюдный союз. Несмотря на разрыв Эрдогана с Гюленом, общий курс Баку на сближение с Анкарой, как лидером суннитского и тюркского мира, сохранился.

Оттого, как пишут аналитики, правящая в Азербайджане элита стремится максимально в сжатые сроки изменить имидж страны, переформатировать религиозный шиитско-суннитский расклад в стране, чтобы поставить Азербайджан в один ряд с прогрессивными суннитскими Турцией и Казахстаном.

Кроме того, Ильхаму Алиеву хотелось бы максимально отдалиться от раздражающего США и Израиль Ирана и стать частью большого суннитского мира с такими нефтяными странами, как Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт, которые являются ближайшими союзниками западного мира.

Со слов аналитиков, на подобные размышления наводят, с одной стороны, внешнеполитические шаги азербайджанского руководства, с другой - предпринимаемые жесткие меры по отношению к проживающим в республике шиитским религиозным общинам и верующим.

«В контексте нагнетаемой конфронтации с Ираном в Азербайджане начинается самая настоящая травля некоторых шиитских религиозных общин и их лидеров, обвиняемых властями в связях с иранским теократическим режимом и спецслужбами. Давление по отношению к убежденным адептам этого религиозного течения в Азербайджане началось еще с конца девяностых, однако сейчас оно приобретает наиболее выраженный репрессивный характер. Свидетельством тому - нашумевшая «Нардаранская бойня», спровоцированная самими властями и использованная ими же для подавления нарастающего недовольства шиитской уммы внутренней и внешней политикой алиевского клана», - пишут недовольные политикой Баку авторы в социальных сетях.

«Нынешняя азербайджанская элита стремится вообще выбить шиизм с пьедестала довлеющего религиозного фактора в обществе, с перспективной экспансии суннитского течения по всей стране. По сути, это путь к обоюдной идентификации себя как полноценной части суннитского тюркского мира и окончательному выходу из иранской цивилизационной орбиты», - делают заключение авторы подобных прогнозов.

Тем более, что основными носителями шиитской религиозности в современном Азербайджане являются отнюдь не сами азербайджанцы, а ираноязычные талыши и таты. Которые, согласно логике Баку, не вписываются в концепцию тюркского Азербайджана и являются агентами влияния теократического Ирана.

Именно поэтому еще отец Ильхама АлиеваГейдар Алиев хотел отправить в отставку шиитского руководителя Управления мусульман Азербайджана Аллахшукюра Пашазаде, являющегося талышом по происхождению. И заменить Управление мусульман безликим Управлением по делам религии в структуре правительства.

Причем в истории существует пример того, как страна с утвердившимся шиизмом страна была возвращена в лоно суннизма. Это пример Египта, которым управляла шиитская династия Фатимидов. Однако новый правитель государства Салахуддин Айуби вернул страну в лоно суннитского ислама.

Али Аббасов

On Kavkaz

comments powered by HyperComments

Читайте также:

Новости

Еще новости >

Комментарии