В России могут запретить суррогатное материнство Россию обвинили в поддержке афганских талибов В Исламскую академию Болгара заявляются первые желающие Кавказ бойкотирует конкурс "Мисс Россия" Китай не дал ООН защитить мусульман Мьянмы Президенту Татарстана подарили редкий экземпляр Корана (ФОТО) Линдси Лохан готовит коллекцию нарядов для мусульманок Фотовыставка о нелегкой судьбе мусульман Китая открылась в ОАЭ Послу Израиля задали неудобные вопросы в МИД России Марин Ле Пен обещает избавить Францию от хиджабов
Сегодня: Четверг
19 октября 2017
13 декабря 2016

Садака в $750 млн: история йогуртового миллиардера Хамди Улукайя

Хамди Улукайя родился в Турции в семье курдских фермеров, а через двадцать лет перебрался в Америку, чтобы выучить английский и стать успешным. Благодаря случайности и упорству за пять лет ему удалось создать крупнейший бренд по производству йогурта Chobani и изменить привычки американцев.

В 2014 году Forbes оценивал состояние Улукайи в $1,4 млрд. С самого начала предприниматель передавал 10% доходов на благотворительность. Кризис, связанный с войной в Сирии и миллионами беженцев на турецкой границе, задел его лично. В прошлом году Улукайя выделил $2 млн на помощь пострадавшим, в этом — половину состояния — $750 млн. Журнал «Секрет фирмы» рассказывает историю предпринимателя.

Садака в $750 млн: история йогуртового миллиардера Хамди Улукайя

Переезд

Основатель крупнейшей компании по производству йогуртов Chobani Хамди Улукайя в штате Нью-Йорк. Он переехал в США в 1994 после окончания факультета политологии Университета Анкары. Его родители — турецкие курды — владели небольшой молочной фермой на северо-востоке Турции и продавали сыр и йогурт. Улукайя с детства помогал им по хозяйству и, переехав в Штаты, устроился на ферму.

Однажды отец гостил у него и убедил cына открыть собственную фабрику по продаже греческого сыра, который любят в Турции. В 2002 году Улукайя начал выпускать фету под брендом Euphrates, эта компания существует и сегодня. Он вспоминает, что первые два года после открытия фабрики, были самыми сложными в его жизни — производство требовало постоянной отдачи.

Журналисты описывают Улукайю как харизматичного и приятного мужчину: густые тёмные волосы, кожа оливкового цвета, он всё время смотрит в глаза собеседнику. Ему 42 или 43 года — точная дата рождения неизвестна, родители Улукайи вели кочевой образ жизни, ребёнок появился на свет в горах, и год рождения со временем забылся. Улукайя носит джинсы и маленький красный браслет с голубым глазом — турецкий символ удачи. Живёт в дорогом, но не помпезном доме на вершине холма, откуда, если присмотреться, видны горы Катскилл. Отсюда недалеко до первой фабрики Chobani, с которой всё началось.

Садака в $750 млн: история йогуртового миллиардера Хамди Улукайя

Фабрика на продажу

Однажды Улукайя нашёл в почтовом ящике рекламу о продаже завода по производству йогурта компании Kraft. Листовка отправилась в мусорный бак, но, немного подумав, он достал её оттуда. В голове поселилась мысль о покупке. На следующий день он поехал смотреть фабрику. Она была построена в 1920 году и выглядела убитой, с одной стороны находился бар байкеров, с другой — кладбище. Но Улукайю это не смутило — он думал, что Америке не хватает качественных йогуртов, к которым он привык с детства, и теперь он сможет производить такие. Хотя крупные компании— Pepsico, Coca-Cola, Kraft и другие — продавали вредный фаст-фуд и полагали, что американцы хотят потреблять его, Улукайя верил, что люди полюбят полезный продукт, как только он станет доступным и вкусным.

По дороге домой Улукайя позвонил посоветоваться своему бизнес-консультанту. Тот сказал, что такая покупка — плохая идея. Во-первых, никто не знает, как будет работать оборудование. Во-вторых, продавец фабрики Kraft — успешная компания — она расстаётся с активом не просто так. В-третьих, где вообще взять деньги на эту фабрику, она стоила почти миллион долларов. Последний вопрос волновал и Улукайю. Он решил взять кредит у местных властей по программе для малого бизнеса.

После заключения сделки он нанял пятерых бывших сотрудников Kraft и начал перестраивать фабрику. Первым делом покрасили стены. Вскоре к нему присоединился Мустафа Доган, который занялся разработкой рецептуры. Он тестировал сотни вариантов текстуры и вкуса йогуртов. Чтобы создать йогурт нужной консистенции, понадобилась машина стоимостью в миллион долларов, которой не было на фабрике. Улукайя нашёл списанную технику в Висконсине и договорился купить её за $50 000. По дороге туда придумал название Chobani – от турецкого çoban, что значит «пастух».

Первая линейка йогуртов состояла из обычного греческого, ванильного, земляничного, со вкусом персика и голубики. Улукайя не хотел тратиться на маркетинг, он размещал йогурт в популярных супермаркетах с большой проходимостью. Ближайший конкурент — греческий производитель Fage — размещал свои йогурты в специальных магазинах. Кроме того, они стоили дороже. Улукайя решил, что победными станут два фактора: низкая цена и хорошее размещение. Если раньше компании в основном платили магазинам за размещение товара десятки тысяч долларов, Улукайя договорился о выплате после продажи, потому что денег у него не было. К счастью, его ожидания оправдались — йогурт быстро исчезал с прилавков.

Садака в $750 млн: история йогуртового миллиардера Хамди Улукайя

В октябре 2007 он доставил первые ящики Сhobani в магазин на Лонг Айленде. Йогурт разошёлся так быстро, что на той же неделе он привёз новую партию. Вскоре он стал выкладывать открытые йогурты, чтобы покупатели могли попробовать и сразу купить их. «Обычно, когда стартап запускает продукт, все смотрят, будут ли потребители его покупать. У нас такого не было. Через несколько недель после того, как Chobani попал в ShopRite, поступало много заказов. Стало понятно, что главное — производить достаточно йогурта», — вспоминает предприниматель. К середине 2009 года компания продавала 200 000 ящиков в неделю.

Новые мощности

Для Chobani требовалось в три раза больше молока, чем для жидких йогуртов, которые обычно продавались в магазинах. В декабре 2012 компания открыла крупную фабрику по производству йогурта в Айдахо, в которую инвестировала вместе с местными властями $450 млн. К концу года Chobani продал более чем на $1 млрд и стал крупнейшим йогуртовым брендом. Сегодня компания обеспечивает работой более 3 000 сотрудников по всему миру. Chobani собиралась выйти на IPO в 2015, но планы отложились до 2016.

Улукайя не покупал рекламные ролики, как крупные конкуренты. Когда он услышал, что покупатели рассказывают друг другу о его вкусном йогурте, попросил свою команду общаться с потребителями напрямую в Facebook или Twitter. Сегодня Эмили Шильдт, 25 лет, директор по вовлечению потребителей Chobani, отвечает каждому пользователю, упоминающему Улукайю или Chobani в соцсетях.

В компании ничего не отдавали на аутсорсинг, предприниматель сам следил за процессом. Он работал и над линейкой новых вкусов: Chobani выпустила Chobani Champions — греческий йогурт для детей, Chobani Bite — с шоколадными шариками, Chobani Flip — с топингами, низкокалорийный Chobani Simply 100 и другие. Однажды Chobani появился в новостях по неожиданному поводу: военно-воздушные силы США запретили йогурт, включающий семена конопли, потому что это могло сбить с толку сотрудников полиции. После этого Улукайя удалил семена из йогурта.

Когда продажи начали удваиваться из года в год, Chobani купил компанию по производству йогурта и шоколадок Bead Foods в Австралии. После успеха там, он решил двигаться в сторону Азии и Латинской Америки — Сингапур, Малайзия, Панама. В апреле привлёк $750 млн инвестиций от TPG Сapital для выхода на новые рынки.

В 2012 году в модном районе Манхэттена появилось йогуртовое кафе Chobani SoHo. В меню — экзотические блюда и сэндвичи с добавлением йогурта, супы и кофе.

Садака в $750 млн: история йогуртового миллиардера Хамди Улукайя

Суды и филантропия

В прошлом году Улукайя пережил самые сложные дни, пользователи стали выкладывать в соцсети фотографии с испорченным йогуртам и жаловаться на боли в животе. Оказалось, на заводе в Айдахо появилась плесень, которая испортила тысячи йогуртов. Chobani отозвал партию и извинился перед пользователями. Тогда он не спал несколько суток.

Бывшая жена, с которой миллиардер прожил два года в конце девяностых, подала в суд, требуя половины доли Chobani. Она заявила, что вложила $500 000 в бизнес на начальном этапе, однако письменных доказательств этому нет. Кроме того, по её словам, Улукайя хвалился, что купил рецепт йогурта у бывшего сотрудника Fage за 30 000 евро. Ещё она обвинила предпринимателя в том, что он крал деньги у друзей и родственников в период, когда Chobani не окупала себя. Например, воровал чеки у своего брата и подделывал его подпись. В Chobani эти обвинения называли безосновательными, суд отклонил их за неимением доказательств.

Улукайя вырос в небольшом городке и не привык к роскоши. С самого начала он отправлял 10% дохода компании в благотворительные фонды, пока в 2010 не основал собственный фонд Chobani Foundation. В октябре прошлого года он пожертвовал $2 млн на борьбу с гуманитарным кризисом, а в этом присоединился к кампании «Клятва дарения», куда входят предприниматели, жертвующие больше половины своего капитала на благотворительность.

«Я посвящаю участие в Клятве дарения своей матери и публично передаю большинство своих доходов беженцам, чтобы помочь разрешить гуманитарный кризис. Люди, которым повезло стать успешными, должны дарить надежду другим». Он поблагодарил Билла Гейтса и Ворена Баффета, которые уже поддержали кампанию, и вдохновили на это Улукайю. В этом году предприниматель основал фонд Tent в помощь пострадавшим от войны в Сирии, в который передал $750 млн.

Уже два года Улукайя ищет опытного управленца, который сможет заменить его в роли CEO. Он говорит, что готов передать управление более опытному человеку, но пока не встретил того, кто справился бы с этой работой лучше, чем он сам. Улукайя по-прежнему посвящает всё время Chobani.

Садака в $750 млн: история йогуртового миллиардера Хамди Улукайя

Р.S. Недавно стало известно, что компания Хамди Улукайя будет предоставлять ежегодно 6 недель оплачиваемого отпуска работникам, воспитывающим детей. В интервью Good News Network бизнесмен заявил, что к решению его подтолкнул собственный сын. "Как руководителю и новоиспеченному отцу, мой сын открыл мне глаза на то, что подавляющее большинство рабочих в этой стране не имеют доступа к оплачиваемому отпуску, когда у них появляется новый ребенок,"- сказал Улукайя. 

Ранее в апреле 2016 года Улукайя объявил, что передаст 10% акций 2000 сотрудникам Chobani в качестве стимула, чтобы продолжали работать в данной компании. Доброе отношение к сотрудникам не осталось незамеченным обществом - компания получила сертификат Great Place to Work ("Лучшее место для работы"). Данные сертификаты выдаются компаниям по результатам высоких отзывов от самих работников.

Секрет фирмы

comments powered by HyperComments

Читайте также:

Новости

Еще новости >

Комментарии