В Татарстане готовятся внедрить халяльные туры выходного дня В России могут запретить суррогатное материнство Россию обвинили в поддержке афганских талибов В Исламскую академию Болгара заявляются первые желающие Кавказ бойкотирует конкурс "Мисс Россия" Китай не дал ООН защитить мусульман Мьянмы Президенту Татарстана подарили редкий экземпляр Корана (ФОТО) Линдси Лохан готовит коллекцию нарядов для мусульманок Фотовыставка о нелегкой судьбе мусульман Китая открылась в ОАЭ Послу Израиля задали неудобные вопросы в МИД России
Сегодня: Суббота
25 ноября 2017
20 августа 2014

Нужно ли мусульманам переселяться из больших городов?

В Казани вновь обсуждали возможность создания территориальных образований мусульман – махалля. Участники VI Форума татарской молодежи видят в этом реальную возможность сохранения национальных традиций.

Самый яркий пример махалля в условиях города – Старо-Татарская слобода в Казани. В начале XX века она была культурным центром – здесь находились издательства, редакции газет и журналов, крупные медресе, десятки мечетей. Сейчас эта территория скорее музей под открытым небом, а мусульманская и татарская жизнь практически равномерно расселена по всему городу. Исчезла традиция объединяться вокруг одной конкретной мечети, также исчез опыт самоуправления общины.

Cейчас мы можем наблюдать процесс возвращения к системе махалля, хотя пока все находится лишь на уровне идей. Одна из таких прозвучала во время дискуссии, проведенной в рамках VI Всемирного Форума татарской молодежи. Имам из города Ялуторовск Тюменской области Раиль Махмутов предложил объединиться нескольким мусульманским семьями, выкупить участок земли рядом с Казанью, построить многоэтажный дом. Получается небольшая махалля с преобладанием молодых мусульманских семей. В одной из квартир можно было бы обустроить детский сад – сегодня законодательство позволяет открывать частные дошкольные учреждения. У махалли должен быть свой имам, возможно, молельная комната или отдельная мечеть.

Это один из вариантов обустройства общины за пределами города. Но, при желании, можно было бы объединиться и внутри – например, выкупая квартиры в строящихся многоэтажках. Такие махалля также не зависят от наличия детского садика рядом. Проблемы школы, халяльных магазинов и т.д. также решаемы.

Спортивный журналист из Казани Радик Сабиров (на фото справа) на днях высказал в социальной сети Фейсбук идею переселения из города, образуя общину по национальному признаку. Он предложил построить дома в одной из деревень близ Казани, и переселяться туда семьями. В отличие от мусульманской махалли, по этой задумке в первую очередь рассматривалась национальная принадлежность (татары) и род деятельности – в основном, это должны были быть журналисты и представители других творческих профессий.

Как рассказал Радик Сабиров корреспонденту IslamReview, на предложение откликнулись 7 человек. Среди пожелавших переселиться из города в деревню были как выхдцы из села, так и уроженцы города, которые видят в деревенской жизни более здоровые и экологически чистые условия для своей семьи. Но, несмотря на положительные отзывы, сам Радик Сабиров все же считает идею “утопичной” и сомневается, что на данный момент найдутся люди, готовые ее воплотить в жизнь.

Похожие идеи звучат не только в Казани, но и в других городах России, где проживают татары-мусульмане. Там проблема сохранения религозных и культурных традиций татар стоит еще более остро. Детских садов с преподаванием основ ислама и халяльным питанием нет, а в обычном садике ребенок ассимилируется уже с детства. Поэтому основная причина, по которой молодые татары-мусульмане хотят обособиться и объединяться в территориальные махалля, – создание мусульманской культурной и бытовой среды для воспитания детей в исламских и национальных традициях.

«Неслучайно, что из многочисленной татарской диаспоры лучше всего смогли сохраниться те, кто сумел создать на новых местах систему махалли, –  пишет известный религиозный деятель Ильдар Баязитов в своей статье «Возрождение махалли». –  Именно они смогли сохранить свою религию, язык, культуру и в конечном итоге и татарское самосознание. Здесь речь идет в первую очередь о татарах Финляндии и Турции. Сегодня представителям татарских общин из всех регионов России необходимо изучить этот опыт, чтобы применять его у себя».

Отмечая, что «Ислам – это духовно-нравственная основа татарского народа, которая поддерживает высокую веру, моральные принципы в обществе, семейные ценности и особое мировоззрение», хазрат подчёркивает, что без системы махалли сложно сохранить исламские традиции. «Махалля – это социальный каркас татарской нации, пусть она и будет носить экстерриториальный характер, но у народа должна быть своя социальная организация, которая поддерживает ощущения единства, взаимопомощи и понимания друг друга», –  считает Баязитов.

 

Таким образом, одним из способов распространения и сохранения ислама среди молодежи рассматривается территориальная махалля. На фоне развития движения родовых поместий в России, эта идея также кажется довольно привлекательной.

Алия Рамазанова

islamreview.ru

comments powered by HyperComments

Читайте также:

Новости

Еще новости >

Комментарии