В России могут запретить суррогатное материнство Россию обвинили в поддержке афганских талибов В Исламскую академию Болгара заявляются первые желающие Кавказ бойкотирует конкурс "Мисс Россия" Китай не дал ООН защитить мусульман Мьянмы Президенту Татарстана подарили редкий экземпляр Корана (ФОТО) Линдси Лохан готовит коллекцию нарядов для мусульманок Фотовыставка о нелегкой судьбе мусульман Китая открылась в ОАЭ Послу Израиля задали неудобные вопросы в МИД России Марин Ле Пен обещает избавить Францию от хиджабов
Сегодня: Среда
26 апреля 2017
25 июня 2013

Вера в необходимость веры

Вера в необходимость веры

Вера в необходимость веры

В госстроительстве пока не хватает национальнои идеи. Вот и пытается власть опереться на церковь
© РИА Новости. Владимир Песня


Российские депутаты постоянно говорят о духовно-нравственных ценностях и их возрождении в народе. И дабы никто не говорил, что слова у них расходятся с делом, принимают соответствующие законы. Вот чувства верующих защитили от оскорблений. Поправки «обработали напильником» в президентском Совете по правам человека, убрав откровенные нелепости. Но все равно до трех лет лишения свободы теперь грозит охальникам.
Парламентарии постарались разобраться и с сексуальной жизнью. Прописали в законе требования блюсти традиции в интимной сфере. Тут, правда, поторопились. В изначальном варианте законопроекта было ясно, пропаганда каких именно отношений подлежит запрету. А вот что понимать под нетрадиционными? Скажем, с точки зрения религии любой секс вне брака уже нарушает традицию, поскольку сие есть блуд. Да и в браке позволено далеко не все. К примеру, богословы считают извращениями сексуальные отношения между супругами, которые принципиально не приводят к зачатию ребенка. Оральный секс также многие считают греховным. И это вовсе не смешно, как может показаться, потому что других четких определений традиционности, кроме религиозных, просто нет.
Дума заботится не только о соблюдении гражданами моральных норм в постели. Религиозным организациям стали возвращать здания, которыми они пользовались до 1917 года, и частично передавать верующим священные реликвии. Эти действия властей вызвали в свою очередь критику со стороны музейщиков. Но общество в целом отнеслось к скандалам равнодушно. Заметных митингов в защиту культурных ценностей не было.
Решение о признании государством дипломов религиозных учебных заведений и появление кафедр теологии в вузах дали повод поехидничать в интернете на тему наступления «мракобесия», но опять-таки серьезных протестов не вызвали.
Не оправдались опасения по поводу раскола общества и межрелигиозных столкновений детей из-за школьного курса основ религиозных культур. Впрочем, можно предположить, что и надежды религиозных лидеров сбылись не вполне. Большинство родителей в 2012 году предпочли обучение своих детей светским предметам: основам мировых религиозных культур — 21,2%, основам светской этики — почти 43%. Основы православной культуры выбрали при этом 32%, основы ислама — 4%, основы буддизма — 0,4%, основы иудаизма — 0,1%.
В РПЦ упрекали бывшего министра обороны Сердюкова в том, что он тормозил назначение военных священников
А 19 июня Госдума решила, что, несмотря на явно скептическое отношение родителей к религиозным дисциплинам, в учебных заведениях надо разрешить молиться. И приняла следующую поправку к закону «Об образовании»: «Религиозные обряды могут проводиться также в зданиях, строениях религиозного назначения, расположенных на территориях образовательных организаций, а также в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов». Хотя молебны в школах проводились и раньше, несмотря на существовавший запрет.
Появились в российской армии и штатные капелланы. На выделенные армией 240 должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими уже назначено 42 священнослужителя и десять гражданских специалистов, четыре православных и два мусульманина.
В РПЦ упрекали бывшего министра обороны Сердюкова в том, что он тормозил назначение военных священников. Военные в ответ давали понять, что священнослужители сами не горят желанием служить в армии, поскольку их не устраивают скромные оклады. Тем более что возможность совершать обряды за дополнительные пожертвования у армейского священника ограничена: не с солдат же и офицеров он их будет получать, а посторонних в храм на территории части могут и не пустить. Уже назначенные военные священники говорили о том, что не решен вопрос о содержании самого храма. Например, на чьи средства закупать иконы, богослужебные сосуды, облачение, свечи? Из бюджета Минобороны, что ли?
Из последних инициатив думцев — признание государством религиозных браков. Хотя в этом деле глава думского комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, возможно, позабыла, что кроме православных есть, скажем, еще и мусульмане, которым вера позволяет брать до четырех жен. Так может получиться, что окажется легализованным многоженство.
Зачем все это делается? Политики, разумеется, объясняют свою деятельность заботой о верующих. Хотя никто не знает точно, сколько их в стране. Соцопросы показывают: от 60 до 80% крещены в православной церкви. Согласно апрельскому опросу ФОМ, православными себя считают 64% россиян. Однако из них 60% никогда не причащаются, 83% практически никогда не соблюдают посты, 28% не молятся, ходят в храмы раз в месяц и чаще лишь 11%, а читают утреннее и вечернее правило лишь 2%. Ранее проводившиеся опросы неоднократно показывали: число людей воцерковленных, т.е. глубоко верующих, стремящихся регулярно и тщательно соблюдать обряды, составляет около 4%. Кстати, эта цифра примерно равна и в отношении других религий.
Но с точки зрения политической важно не то, сколько избирателей регулярно ходит в храмы, мечети и синагоги, а сколько из них считает себя верующими. А их все-таки большинство. По случаю свадеб, рождения детей и похорон они обязательно обратятся к священнослужителям. Не в силу глубокой веры, а хотя бы «на всякий случай». И можно предположить, что откровенно антирелигиозных политических шагов они не поддержат. Хотя неверующими в ходе опроса ФОМ назвали себя 25% граждан — четверть, что тоже немало.
В условиях идеологического вакуума, наступившего после краха советской власти и распада СССР, российские политики вот уже двадцать лет ищут национальную идею. Ответов пока нет. Вот и пытается власть опереться на церковь в поисках идеи, миссии и цели. Вопрос, сможет ли она предложить именно политическую идею и миссию для секулярного общества, ищущего нравственные ориентиры в XXI веке.
Кого и от кого защищает церковь
Ученый, глава правозащитного Всемирного русского народного собора (ВРНС) Роман Силантьев опровергает мнение о всесилии РПЦ в отношениях с властью. Мол, один звонок по телефону, и все вопросы решены…
«В Астрахани главу областного отдела по делам религий обвинили в том, что он якобы был посредником в заказном убийстве, хотя само убийство не произошло», — рассказал «МН» Силантьев. По его словам, «подсудимого очень хорошо знали в епархии и Астраханская епархия Русской православной церкви и другие религиозные общины области выступали в поддержку». «И я выступал, но безуспешно. А ведь никого не убили, не сделали инвалидом, но человеку дали 12 лет. Отсидел восемь лет, вышел по УДО», — говорит он. И это не единственный случай. Просто о них не принято говорить.
«Из конфликтов не делаются далеко идущие выводы. Если нахамил заместитель министра, то не говорят, что вся власть против церкви и что она безбожная. Делаются выводы в отношении конкретного чиновника», — рассказывает глава правозащитного центра ВРНС. «Публично такие заявления не делаются, потому что они будут использованы противниками страны, которые тут же закричат: смотрите, до чего Путин довел — даже священники против него выступают, хотя они не против него, а против конкретного дурака-чиновника». В подобных ситуациях РПЦ исходит из принципа «не навреди».
«Недавно наш центр помог одному геологу, которого хотели депортировать из России в Узбекистан и там посадить. Но я как правозащитник не стал делать заявление о тоталитарном режиме Ислама Каримова. Там явно имело место гнусное поведение отдельных чиновников, которым геолог не дал взятку, и они пошли на принцип, решив достать его даже в России. Естественно, это не было личным распоряжением Каримова», — убежден Силантьев. Он привел и еще один пример. В Азербайджане целый ряд чиновников, ответственных за связи с религиозными организациями, помогали сектам и при этом вредили как Бакинской епархии, так и управлению мусульман Кавказа.
«Но противодействие их интригам не переходило в борьбу ни с Гейдаром, ни с Ильхамом Алиевым. Вообще следует избегать неправомерных обобщений. Если тебя послали матом в ЖЭКе, не надо обвинять в этом высшее руководство страны. Чем, кстати, грешат либералы», — замечает Силантьев.
Как ученый-религиовед Силантьев сомневается, что православие может стать государственной идеологией в современной России. Во-первых, православие шире любой идеологии и не подвержено тем колебаниям, которые идеология может претерпевать в зависимости от настроения власти и общества. Кроме того, церковь разделяет религию и политику. «А вот ислам политику от религии не отделяет. В этом его принципиальное отличие от православия. Именно поэтому для Ахмата Кадырова — муфтия Чечни не было никаких проблем стать президентом республики. А для епископа на его месте были бы», — говорит эксперт. Но он не удивляется тому, что президент Путин пытается опереться на православие — это религия большинства граждан страны, которая и создала ее культуру.
Не видит Силантьев необходимости для церкви и в создании теократического режима. «Церковь и при существующих условиях может воспитывать избирателей так, чтобы они не голосовали за безбожника», — говорит он. Но напоминает: финал истории с точки зрения христианского вероучения известен, правителем станет именно враг Бога, и люди ему поклонятся. Это неизбежно, хотя и неизвестно, когда именно произойдет.


Владимир Песня
http://mn.ru/politics/20130624/349585208.html

comments powered by HyperComments

Новости

Еще новости >

Комментарии