В России могут запретить суррогатное материнство Россию обвинили в поддержке афганских талибов В Исламскую академию Болгара заявляются первые желающие Кавказ бойкотирует конкурс "Мисс Россия" Китай не дал ООН защитить мусульман Мьянмы Президенту Татарстана подарили редкий экземпляр Корана (ФОТО) Линдси Лохан готовит коллекцию нарядов для мусульманок Фотовыставка о нелегкой судьбе мусульман Китая открылась в ОАЭ Послу Израиля задали неудобные вопросы в МИД России Марин Ле Пен обещает избавить Францию от хиджабов
Сегодня: Четверг
19 октября 2017
17 июля 2013

Спорная традиция песнопений в месяц Рамадан

Спорная традиция песнопений в месяц Рамадан

Спорная традиция песнопений в месяц Рамадан

Традицию, схожую с христианским колядованием, некоторые считают чуждой исламу. Другие находят песнопения раздражающими и говорят, что это похоже на попрошайничество. Однако многие дети в Центральной Азии любят эту традицию.


Поющие дети в Афганистане. Иллюстративное фото.


Жительница Ташкента Лола Юнусова услышала громкий стук в дверь, когда дневной пост по случаю священного месяца Рамадан уже был близок к концу. Стоявшие за дверью трое детей начали петь национальные песни по традиции, которая существует в основном только в Центральной Азии.


Так же как и при рождественских колядованиях на Западе, дети в Центральной Азии во время Рамадана ходят от одной двери к другой и поют своим соседям. Взамен они просят угощений, что делает эту традицию также похожей и на Хэллоуин.
Но в отличие от Рождества и Хэллоуина, песнопения на Рамадан в Центральной Азии могут длиться месяц. Юнусова считает, что это долго и потому утомительно.


- Маленькие дети приходят петь каждый день. Мы даем им деньги. Но когда одни и те же дети приходят каждый день, мы говорим: "Хватит. Не приходите больше". Потому что каждый день, приходят одни и те же дети. Многие родители не разрешают своим детям ходить петь на Рамадан - и мы не разрешаем. С


Узбекские дети. Иллюстративное фото.


чего мы должны? Они как попрошайки и никто их не любит. Они ломятся в дверь и беспрерывно звонят. Лично мне это не нравится. Когда вы выходите, как правило, трое-четверо из них выкрикивают: "Ля-ля-ля ... дайте нам денег", - говорит Юнусова.


Сосед Юнусовой, Ахмаджон рад песням на Рамадан. Он всегда приветствует детей улыбкой и дает им немного денег, с просьбой спеть еще.


Это потому что у Ахмаджона теплые воспоминания о времени, когда он был ребенком и ходил по домам со своими друзьями, чтобы петь в вечернее время перед окончанием дневного поста.
Узбекские дети говорят, что любят традицию, с задором отмечая, что только раз в году они могут выходить сухими из воды, пиная чью-то дверь.


ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ


В песнопениях на Рамадан часто звучит желание, чтобы в том или ином доме родился здоровый мальчик.
Однако в традиции есть место и сарказму. Так, по отношению к тем, кто не предложил сладостей, с презрением поют: "Мы пришли, и вы слышали нас поющими, но вы не дали нам ничего. Пусть ваш новорожденный окажется девочкой - а не мальчиком".

У туркменских детей это пожелание может звучать так:
"Пусть всегда будут торжества в вашем доме. Пусть девочка родится у тех, кто дает меньше. Пусть мальчик родится у тех, кто дает больше".


Песни Рамадана позволяют певцам импровизировать с текстом. Но некоторые жители Центральной Азии жалуются, что подростки злоупотребляют импровизацией. Если их не одаривают, песня иногда превращается в оскорбительные выкрики: "Мы никогда не придем к вам снова на порог, и мы насуем веточки в вашу замочную скважину".


ТРАДИЦИЯ ВОЗРОЖДАЕТСЯ
В Казахстане в советское время песнопения на Рамадан были запрещены. Постившиеся казахи в то время делали это втайне, чтобы не оказаться в списке властей как потенциальные нарушители.


Теперь же в песнях юных певцов в Рамадан в Восточном Казахстане можно услышать следующее: "Мы дети Мухаммада. Мы одна община. Если вы дадите нам немного сладостей, это сделает нас сильнее".


Они также поют: "Пусть Всемогущий Аллах примет ваши молитвы и всем, кто постится во время Рамадана, пусть Аллах будет к вам добр".


Песнопения на Рамадан были распространены на всей территории Афганистана до советского вторжения в 1979 году. Но за десятилетия афганских войн и после появления режима талибов, которые считают всякую музыку неисламской, эта традиция исчезла.
Только в последние годы в некоторых афганских деревнях дети начали ходить с песнями по домам соседей. В частности, традиция начала возрождаться в районах этнических узбеков, туркменов, и таджиков на севере Афганистана.
В Кыргызстане, где большая часть песнопений приходится на последние три дня Рамадана, взрослые сторонники традиции причитают о том, что западный материализм вкрался в песни.


Бишкекские дети желают слушателям "водить "Мерседес"" и "иметь карманы, полные американских долларов".


ДОИСЛАМСКИЕ КОРНИ
В северных частях Таджикистана песнопения часто состоят из фольклорных мотивов и не затрагивают религию.
Надо отметить, что и за пределами Центральной Азии существуют различные "колядования" на Рамадан. В Боснии и Герцеговине еще до распада Югославии дети собирали деньги, стуча в двери и крича "Рамадан банк". В некоторых арабских странах, таких как Египет, барабанщики во время торжеств Рамадана на улицах играют за пожертвования.


Но ультраконсервативные суннитские ваххабиты и другие религиозные экстремисты утверждают, что распевание песен в Рамадан является неисламским и это следует запретить.


Профессор фольклора в Академии наук Узбекистана Тора Мирзоев объясняет, что традиция песнопений в Центральной Азии имеет доисламские корни:


- В старину во время Рамадана песни также пели взрослые. Но с начала 20-го века эти песни исполнялись только как детские. Это смесь различных доисламских обрядов - таких как "призывание дождя" или "прекращение ветра". Все эти ритуалы сопровождались такими песнями. Когда ислам пришел в регион, эти ритуалы были преобразованы в исламские обряды.
Мирзоев считает, что неправильно обозначать распевание песен в Рамадан неисламским просто потому, что в Саудовской Аравии этой традиции не существует.


В подготовке материала участвовали Рон Синовиц и Алиса Вальсамаки.


Рон Синовиц, Алиса Вальсамаки
 

http://rus.azattyq.org/content/ramadan-caroling-in-central-asia/25044994.html

comments powered by HyperComments

Новости

Еще новости >

Комментарии