Катар приготовил свои козыри против козней саудитов и Бахрейна в FIFA Боевики в Алеппо скинули гея с крыши многоэтажки (ФОТО) Ислам и пришельцы Хадж всех племен и народов Ученые-нейрофизиологи: пятикратный намаз исцеляет Насилие над детьми в Королевстве Саудовская Аравия Сан-Бернардино спустя год после теракта История Гинеллы Массы, первой телеведущей в хиджабе в Канаде Саудовская Аравия закроет Мекку для трансгендеров Британские мусульмане думают, что страна на 75% заселена мусульманами
Сегодня: Воскресенье
11 декабря 2016
17 июля 2013

Спорная традиция песнопений в месяц Рамадан

Спорная традиция песнопений в месяц Рамадан

Спорная традиция песнопений в месяц Рамадан

Традицию, схожую с христианским колядованием, некоторые считают чуждой исламу. Другие находят песнопения раздражающими и говорят, что это похоже на попрошайничество. Однако многие дети в Центральной Азии любят эту традицию.


Поющие дети в Афганистане. Иллюстративное фото.


Жительница Ташкента Лола Юнусова услышала громкий стук в дверь, когда дневной пост по случаю священного месяца Рамадан уже был близок к концу. Стоявшие за дверью трое детей начали петь национальные песни по традиции, которая существует в основном только в Центральной Азии.


Так же как и при рождественских колядованиях на Западе, дети в Центральной Азии во время Рамадана ходят от одной двери к другой и поют своим соседям. Взамен они просят угощений, что делает эту традицию также похожей и на Хэллоуин.
Но в отличие от Рождества и Хэллоуина, песнопения на Рамадан в Центральной Азии могут длиться месяц. Юнусова считает, что это долго и потому утомительно.


- Маленькие дети приходят петь каждый день. Мы даем им деньги. Но когда одни и те же дети приходят каждый день, мы говорим: "Хватит. Не приходите больше". Потому что каждый день, приходят одни и те же дети. Многие родители не разрешают своим детям ходить петь на Рамадан - и мы не разрешаем. С


Узбекские дети. Иллюстративное фото.


чего мы должны? Они как попрошайки и никто их не любит. Они ломятся в дверь и беспрерывно звонят. Лично мне это не нравится. Когда вы выходите, как правило, трое-четверо из них выкрикивают: "Ля-ля-ля ... дайте нам денег", - говорит Юнусова.


Сосед Юнусовой, Ахмаджон рад песням на Рамадан. Он всегда приветствует детей улыбкой и дает им немного денег, с просьбой спеть еще.


Это потому что у Ахмаджона теплые воспоминания о времени, когда он был ребенком и ходил по домам со своими друзьями, чтобы петь в вечернее время перед окончанием дневного поста.
Узбекские дети говорят, что любят традицию, с задором отмечая, что только раз в году они могут выходить сухими из воды, пиная чью-то дверь.


ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ


В песнопениях на Рамадан часто звучит желание, чтобы в том или ином доме родился здоровый мальчик.
Однако в традиции есть место и сарказму. Так, по отношению к тем, кто не предложил сладостей, с презрением поют: "Мы пришли, и вы слышали нас поющими, но вы не дали нам ничего. Пусть ваш новорожденный окажется девочкой - а не мальчиком".

У туркменских детей это пожелание может звучать так:
"Пусть всегда будут торжества в вашем доме. Пусть девочка родится у тех, кто дает меньше. Пусть мальчик родится у тех, кто дает больше".


Песни Рамадана позволяют певцам импровизировать с текстом. Но некоторые жители Центральной Азии жалуются, что подростки злоупотребляют импровизацией. Если их не одаривают, песня иногда превращается в оскорбительные выкрики: "Мы никогда не придем к вам снова на порог, и мы насуем веточки в вашу замочную скважину".


ТРАДИЦИЯ ВОЗРОЖДАЕТСЯ
В Казахстане в советское время песнопения на Рамадан были запрещены. Постившиеся казахи в то время делали это втайне, чтобы не оказаться в списке властей как потенциальные нарушители.


Теперь же в песнях юных певцов в Рамадан в Восточном Казахстане можно услышать следующее: "Мы дети Мухаммада. Мы одна община. Если вы дадите нам немного сладостей, это сделает нас сильнее".


Они также поют: "Пусть Всемогущий Аллах примет ваши молитвы и всем, кто постится во время Рамадана, пусть Аллах будет к вам добр".


Песнопения на Рамадан были распространены на всей территории Афганистана до советского вторжения в 1979 году. Но за десятилетия афганских войн и после появления режима талибов, которые считают всякую музыку неисламской, эта традиция исчезла.
Только в последние годы в некоторых афганских деревнях дети начали ходить с песнями по домам соседей. В частности, традиция начала возрождаться в районах этнических узбеков, туркменов, и таджиков на севере Афганистана.
В Кыргызстане, где большая часть песнопений приходится на последние три дня Рамадана, взрослые сторонники традиции причитают о том, что западный материализм вкрался в песни.


Бишкекские дети желают слушателям "водить "Мерседес"" и "иметь карманы, полные американских долларов".


ДОИСЛАМСКИЕ КОРНИ
В северных частях Таджикистана песнопения часто состоят из фольклорных мотивов и не затрагивают религию.
Надо отметить, что и за пределами Центральной Азии существуют различные "колядования" на Рамадан. В Боснии и Герцеговине еще до распада Югославии дети собирали деньги, стуча в двери и крича "Рамадан банк". В некоторых арабских странах, таких как Египет, барабанщики во время торжеств Рамадана на улицах играют за пожертвования.


Но ультраконсервативные суннитские ваххабиты и другие религиозные экстремисты утверждают, что распевание песен в Рамадан является неисламским и это следует запретить.


Профессор фольклора в Академии наук Узбекистана Тора Мирзоев объясняет, что традиция песнопений в Центральной Азии имеет доисламские корни:


- В старину во время Рамадана песни также пели взрослые. Но с начала 20-го века эти песни исполнялись только как детские. Это смесь различных доисламских обрядов - таких как "призывание дождя" или "прекращение ветра". Все эти ритуалы сопровождались такими песнями. Когда ислам пришел в регион, эти ритуалы были преобразованы в исламские обряды.
Мирзоев считает, что неправильно обозначать распевание песен в Рамадан неисламским просто потому, что в Саудовской Аравии этой традиции не существует.


В подготовке материала участвовали Рон Синовиц и Алиса Вальсамаки.


Рон Синовиц, Алиса Вальсамаки
 

http://rus.azattyq.org/content/ramadan-caroling-in-central-asia/25044994.html

comments powered by HyperComments

Новости

Еще новости >

Комментарии