Скончался Гейдар Джемаль - философ и исламский деятель Кто же главный «враг ислама»? В Таджикистане дети могут остаться без Нового года Новый муфтият России построит в Москве мечеть на 1000 прихожан 20 мечетей возвращены мусульманам Грузии Саудовский принц: «Пора женщинам позволить сесть за руль» Дагестанцы строят мечеть в Нигере Реджеп Эрдоган: «У турецкой армии в Сирии одна цель – свергнуть Асада» В Афганистане на границе с Туркменистаном насмерть замерзли 20 детей По стопам Эрдогана: В Азербайджане введена уголовная ответственность за оскорбление Ильхама Алиева
Сегодня: Вторник
06 декабря 2016
12 августа 2013

Нужны ли столице новые мечети. Мусульманские лидеры считают, что да. Москвичи — категорически против

Нужны ли столице новые мечети. Мусульманские лидеры считают, что да. Москвичи — категорически против

Нужны ли столице новые мечети. Мусульманские лидеры считают, что да. Москвичи — категорически против

 Услышь их глава СК Александр Бастрыкин, впору возбуждать уголовное дело по статье 282 — которая про «разжигание нацрозни». Мусульмане тоже недовольны. Мало мечетей.


«Даже если следовать официальной статистике, на 400 тысяч прописанных в столице мусульман приходится всего одна мечеть, что очень и очень мало, — пишет в своем блоге председатель Совета муфтиев России и глава Духовного управления мусульман Московской области Рушан Аббясов. — С одной стороны, чиновники просят нас интегрировать мигрантов, а с другой — отказываются строить мечети для адаптации легальных трудовых мигрантов». Мусульманский лидер считает, что нежелание властей строить новые мечети «противоречит Конституции Российской Федерации, ведь она гарантирует равенство прав и свобод вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности».


Про Конституцию верно подмечено. Однако есть два «но». Первое — против мечетей местные жители. Хотели построить на Волжском бульваре — митинги. Хотели в Митине, причем даже не у жилых домов, в промзоне, — чуть Пятницкое шоссе не перекрыли. Оба проекта строительства власти, понятно, завернули. Второе «но». Достаточно прийти в любой праздник в мечеть, и сразу видно: а молятся-то в основном не москвичи. Ну даже совсем-совсем не москвичи. В лучшем случае — россияне, выходцы из Северного Кавказа, приехавшие в Москву торговать и бомбить на «шестерках». А большинство молящихся, процентов этак 80, — мигранты из Средней Азии. Такую статистику, в частности, приводят и сотрудники ФМС, которые каждый праздник проверяют возле мечетей у верующих паспорта. Внимание, вопрос: а с какой стати для них должны мечети строить? Конституция РФ распространяется на граждан РФ. Это им гарантируется конфессиональное равенство. А про граждан, к примеру, Узбекистана в основном Законе — ни слова!


При этом, соглашусь, молиться людям все равно где-то нужно. На мой взгляд, столичные власти совершенно правильно делают, что выделяют отдельные места для молящихся на праздники: то в «Лужниках», то в «Сокольниках», то в Бутове. Все места далеко от жилья, а значит, молящиеся никому не мешают. С одной стороны, здорово и всем удобно. С другой — эти места мало популярны. Были праздники, когда в «Сокольники», например, приходили всего по 300–500 человек. А на площадь перед мечетью в районе «Олимпийского» — чуть ли не 70 тысяч! В чем дело? Сдается, что гастарбайтеры, большинство из которых бывают в мечетях только по праздникам, просто не в курсе, что можно помолиться где-то еще — например, в одном из павильонов выставочного центра «Сокольники». Ведь газет они не читают, телевизор не смотрят, про Интернет и говорить нечего. Иными словами, к городской среде совершенно не адаптированы. Так нужно ли вообще расчитывать на этих людей? Ну в смысле мечети строить? Хотят два раза в год — на Уразабайрам и Курбан-байрам — молиться на голом асфальте? Ну так пусть молятся — это их выбор.


Да, власти хотели бы «адаптации легальных трудовых мигрантов», в том числе в религиозной сфере. Ведь многие из них приезжают из стран, где активен ваххабизм, и не исключено, что некоторые уже приобщены к этому нетрадиционному для России течению, и не мешало бы повернуть их в сторону куда более умеренного, «татарского образца» ислама.


Но обязательно ли для этого строить мечети? Любой знающий человек скажет, что, во-первых, ислам не привязывает верующего к храму. Чтобы молиться, достаточно принять омовение, повернуться лицом в сторону Мекки и встать на намаз. То есть молиться можно и дома. Во-вторых, рискну предположить, нести гастарбайтерам религиозную культуру нужно не только в мечетях, куда они ходят, как правило, очень редко. Приобщать к религии и веротерпимости, наверное, следует «на местах» — в мигрантских общежитиях, вагончиках, подвалах, где бедолаги живут...


Может быть, уважаемым мусульманским лидерам самим идти глубже в народ? Ведь если начать строить мечети, то ничего, кроме бурных протестов местных жителей, мы не получим. И в этих протестах не заинтересован никто — в том числе сами мусульмане.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

 

comments powered by HyperComments

Новости

Еще новости >

Комментарии