В России могут запретить суррогатное материнство Россию обвинили в поддержке афганских талибов В Исламскую академию Болгара заявляются первые желающие Кавказ бойкотирует конкурс "Мисс Россия" Китай не дал ООН защитить мусульман Мьянмы Президенту Татарстана подарили редкий экземпляр Корана (ФОТО) Линдси Лохан готовит коллекцию нарядов для мусульманок Фотовыставка о нелегкой судьбе мусульман Китая открылась в ОАЭ Послу Израиля задали неудобные вопросы в МИД России Марин Ле Пен обещает избавить Францию от хиджабов
Сегодня: Среда
26 апреля 2017
12 августа 2013

Нужны ли столице новые мечети. Мусульманские лидеры считают, что да. Москвичи — категорически против

Нужны ли столице новые мечети. Мусульманские лидеры считают, что да. Москвичи — категорически против

Нужны ли столице новые мечети. Мусульманские лидеры считают, что да. Москвичи — категорически против

 Услышь их глава СК Александр Бастрыкин, впору возбуждать уголовное дело по статье 282 — которая про «разжигание нацрозни». Мусульмане тоже недовольны. Мало мечетей.


«Даже если следовать официальной статистике, на 400 тысяч прописанных в столице мусульман приходится всего одна мечеть, что очень и очень мало, — пишет в своем блоге председатель Совета муфтиев России и глава Духовного управления мусульман Московской области Рушан Аббясов. — С одной стороны, чиновники просят нас интегрировать мигрантов, а с другой — отказываются строить мечети для адаптации легальных трудовых мигрантов». Мусульманский лидер считает, что нежелание властей строить новые мечети «противоречит Конституции Российской Федерации, ведь она гарантирует равенство прав и свобод вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности».


Про Конституцию верно подмечено. Однако есть два «но». Первое — против мечетей местные жители. Хотели построить на Волжском бульваре — митинги. Хотели в Митине, причем даже не у жилых домов, в промзоне, — чуть Пятницкое шоссе не перекрыли. Оба проекта строительства власти, понятно, завернули. Второе «но». Достаточно прийти в любой праздник в мечеть, и сразу видно: а молятся-то в основном не москвичи. Ну даже совсем-совсем не москвичи. В лучшем случае — россияне, выходцы из Северного Кавказа, приехавшие в Москву торговать и бомбить на «шестерках». А большинство молящихся, процентов этак 80, — мигранты из Средней Азии. Такую статистику, в частности, приводят и сотрудники ФМС, которые каждый праздник проверяют возле мечетей у верующих паспорта. Внимание, вопрос: а с какой стати для них должны мечети строить? Конституция РФ распространяется на граждан РФ. Это им гарантируется конфессиональное равенство. А про граждан, к примеру, Узбекистана в основном Законе — ни слова!


При этом, соглашусь, молиться людям все равно где-то нужно. На мой взгляд, столичные власти совершенно правильно делают, что выделяют отдельные места для молящихся на праздники: то в «Лужниках», то в «Сокольниках», то в Бутове. Все места далеко от жилья, а значит, молящиеся никому не мешают. С одной стороны, здорово и всем удобно. С другой — эти места мало популярны. Были праздники, когда в «Сокольники», например, приходили всего по 300–500 человек. А на площадь перед мечетью в районе «Олимпийского» — чуть ли не 70 тысяч! В чем дело? Сдается, что гастарбайтеры, большинство из которых бывают в мечетях только по праздникам, просто не в курсе, что можно помолиться где-то еще — например, в одном из павильонов выставочного центра «Сокольники». Ведь газет они не читают, телевизор не смотрят, про Интернет и говорить нечего. Иными словами, к городской среде совершенно не адаптированы. Так нужно ли вообще расчитывать на этих людей? Ну в смысле мечети строить? Хотят два раза в год — на Уразабайрам и Курбан-байрам — молиться на голом асфальте? Ну так пусть молятся — это их выбор.


Да, власти хотели бы «адаптации легальных трудовых мигрантов», в том числе в религиозной сфере. Ведь многие из них приезжают из стран, где активен ваххабизм, и не исключено, что некоторые уже приобщены к этому нетрадиционному для России течению, и не мешало бы повернуть их в сторону куда более умеренного, «татарского образца» ислама.


Но обязательно ли для этого строить мечети? Любой знающий человек скажет, что, во-первых, ислам не привязывает верующего к храму. Чтобы молиться, достаточно принять омовение, повернуться лицом в сторону Мекки и встать на намаз. То есть молиться можно и дома. Во-вторых, рискну предположить, нести гастарбайтерам религиозную культуру нужно не только в мечетях, куда они ходят, как правило, очень редко. Приобщать к религии и веротерпимости, наверное, следует «на местах» — в мигрантских общежитиях, вагончиках, подвалах, где бедолаги живут...


Может быть, уважаемым мусульманским лидерам самим идти глубже в народ? Ведь если начать строить мечети, то ничего, кроме бурных протестов местных жителей, мы не получим. И в этих протестах не заинтересован никто — в том числе сами мусульмане.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

 

comments powered by HyperComments

Новости

Еще новости >

Комментарии