В Татарстане готовятся внедрить халяльные туры выходного дня В России могут запретить суррогатное материнство Россию обвинили в поддержке афганских талибов В Исламскую академию Болгара заявляются первые желающие Кавказ бойкотирует конкурс "Мисс Россия" Китай не дал ООН защитить мусульман Мьянмы Президенту Татарстана подарили редкий экземпляр Корана (ФОТО) Линдси Лохан готовит коллекцию нарядов для мусульманок Фотовыставка о нелегкой судьбе мусульман Китая открылась в ОАЭ Послу Израиля задали неудобные вопросы в МИД России
Сегодня: Четверг
14 декабря 2017
17 января 2017

Мусульмане на землях Донбасса: история и современность

Журналист Рамиль Замдыханов в своём цикле статей из Донецка для портала «Реальное время» затронул тему жизни мусульман в этом регионе. При содействии местного татарского общественного деятеля Рустама Джабарова он рассказал о сложностях сохранения исламских традиций в эпоху СССР и их последующем возрождении.

Фото: evgensemenihin.livejournal.com

Фото: evgensemenihin.livejournal.com

Автор описывает, что ислам в этот традиционно православный регион проник вместе с переселенцами-татарами в конце XIX века, когда на этих землях началась бурная индустриализация. Существует версия, что британскому промышленнику Джону Юзу (кстати, населенный пункт, превратившийся в последствие в Донецк, сначала назвали Юзовкой) порекомендовали нанять мусульман в качестве надежных работников для перевозки оборудования будущих шахт и металлургических цехов с ближайшего порта, поскольку их «магометанская вера» не позволяла им употреблять алкоголь. Исполнителями, выражаясь современным языком, логистических работ выступили татары из соседних Ростовской, Тамбовской, а также Пензенской областей. Они не подвели английского предпринимателя, и часть из них пожелала остаться на новом месте, сменив свой крестьянский жизненный уклад на тяжёлый, но хорошо оплачиваемый пролетарский труд.

Очень скоро к пионерам освоения Донецкого каменноугольного бассейна присоединились и их собратья с густонаселённого Поволжья, наслышанные о хороших заработках в бурно растущем топливно-энергетическом и металлургическом комплексах на западе России. Голод, вызванный продразвёрсткой в начале 1920-х годов и последовавшая коллективизация, которая не оставляла шансов выжить относительно зажиточным и трудолюбивым жителям татарских деревень в родных сёлах, ускорили эту миграцию.

Вместе с языком и обычаями на новые земли перекочевало и трепетное отношение к исламу. Как известно, к началу революции 1917 года татары входили в число самых грамотных народов, населявших Российскую империю. Многие знали свой алфавит, построенный на арабской графике, умели читать на обоих этих языках, знали основы своей религии. Письменные свидетельства той эпохи – записанные от руки аяты из Корана, дуа на разные случаи жизни до сих пор хранятся в некоторых семьях в Донбассе.

Фото: humus.livejournal.com

Фото: humus.livejournal.com

«По воспоминаниям тех, кто застал переселенцев первой или второй волны, многие из татарских «пионеров освоения Донбасса» отдавали отчет в необходимости совершения пятикратной молитвы или соблюдения поста в месяц Рамадан и следовали этим и другим предписаниям веры. Как так получилось, что эта традиция не была передана следующим поколениям, - в большой степени загадка. Ее можно объяснить гонениями на религию в атеистическом государстве, но лишь отчасти. Ибо «татарские кладбища» на отдельных территориях с захоронениями под полумесяцами существовали ровно с тех пор, как тут появились первые мусульманские переселенцы, - пишет Рамиль Замдыханов. - Очевидно, что погребение умерших осуществлялось по мусульманскому обряду. В домах на стенах висели лубочной эстетики изображения неизвестных мечетей с какой-то арабской молитвой под ними, но вот прочитать эту молитву могли уже немногие, а через некоторое время и вовсе единицы. Время от времени в татарских домах проводились поминки по умершим или просто собирались люди, преимущественно представители старшего поколения, чтобы послушать читаемые местным муллой аяты из Корана. После «духовной части» собравшихся угощали традиционной татарской кухней: лапшой, мясом с картошкой, пирогами с начинкой и т.п. Иными словами, можно предположить, что следование исламской традиции не было таким уж преступлением, сознаться в котором не представлялось возможным. В совершенно глухие катакомбы ислам в Донбассе уж точно не загонялся. Хотя и допустить создание некоего подобия курсов или медресе, или иного исламского учебного заведения, где объяснялись бы основы веры, было, разумеется, совершенно невозможно».

Таким образом, сложилась, увы, характерная для мусульманских народов бывшего СССР система вероубеждений с внутренним противоречием: «верую, но не соблюдаю». Многие в Донбассе причисляли себя к мусульманам, имея при этом скудные представления о сути своей религии. Добавим, что до распада СССР татары были наиболее массовой этнической группой в регионе, традиционно считающейся мусульманской. Не пройдёт и десятилетия, как ситуация заметно преобразится ввиду миграционных потоков из республик Центральной Азии и Кавказа.

Кардинальный поворот в религиозном самосознании пришел с наступлением «перестройки» и возвратом религии в Советском Союзе в полностью легальное русло. В этот период в столице угольного края местными мусульманами была учреждена общественная организация «Звезда Пророка».

Мусульмане на землях Донбасса: история и современность

В советский период в Донбассе можно было насчитать лишь несколько действующих православных храмов, а уж мечетей, разумеется, и вовсе не было. Первую открыли почти 20 лет назад на окраине Донецка – в облюбованном татарами посёлке Октябрьский вблизи аэропорта. До сих пор это самая крупная мечеть в регионе. Вначале ей собирались дать имя в честь знаменитого арабского путешественника Ибн-Фадлана, но остановились на названии «Ахать-Джами» (в знак благодарности спонсору начала строительства Ахатю Брагину). В ходе наиболее острой фазы вооруженного конфликта в Новороссии она подверглась минному обстрелу, в результате чего был пробит купол.

Архив IslamReview

Архив IslamReview

Сейчас здание практически восстановлено и полностью функционирует. К слову, один из двух минаретов мечети возведён на средства крупного украинского олигарха Рината Ахметова. Он же финансирует раздачу пакетов с продуктами для прихожан в дни празднования Ураза- и Курбан-байрама.

Фото украинского издания "Слово и дило"

Фото украинского издания "Слово и дило"

Однако с возрождением ислама в регионе в постсоветское время не всё так гладко.

«Экспансионистские стратегии России на территории Украины давно и справедливо подвергаются критике, справедливо это и в отношении ислама, - отмечает автор. - Казалось бы, сам Бог велел командировать из Москвы, Казани или Уфы кого-нибудь в Донецк, чтобы возглавить тут татарско-исламскую общину в начале 1990-х. Но вместо этого «свято место» заняли проповедники из Турции. Из-за этого много лет подряд прихожане мечети вынуждены были вслушиваться в хутбы на турецком языке, пытаясь разобраться пусть и в близком, но все же незнакомом языке».

Фото: imuslim.net

Фото: imuslim.net

Одновременно в Донбассе активизировался «арабский сектор». Его основой послужили домовые, а если выражаться более точно - «общежитские» мечети в местах проживания студентов местных вузов, приехавших из мусульманских стран и регионов. В этот круг общения постепенно вливалась и местная молодёжь, включая и татарскую.

«Стоит отметить, что на фоне неинициативных турок, сосредоточившихся на окучивании исламской бизнес-прослойки, «арабы» быстро зарабатывали себе популярность и в Донецке, и в других городах Донбасса. Несмотря на то, что выражение «исламские проповедники» получило в обществе устойчивую негативную коннотацию, стоит сказать, что ислам в Донбассе был абсолютно далек от каких-либо экстремистских течений, и даже «турки» и «арабы» общались друг с другом совершенно нормально, хотя и не без обоюдной ревности и легкого симметричного скепсиса», - подмечает Замдыханов.

comments powered by HyperComments

Читайте также:

Новости

Еще новости >

Комментарии